Рекомендации при создании еврейских мемориальных комплексов и памятников | MARKOFFSTONE

Еврейская мемориальная архитектура наполнена символизмом и традициями

MARKOFFSTONE

Здравствуйте, как всегда в рубрике «Это интересно», мы рассказываем о самых интересных, а порой необычных и загадочных фактах, связанных с мемориальной архитектурой. Рассматриваем разные ее стили и направления. Прослеживаем, как под воздействием религиозной и культурной традиции видоизменяются представления людей о погребальной церемонии и оформлении мемориальных комплексов. Сравниваем обычаи разных народов в контексте мемориальной архитектуры. Изучаем новые технологии и материалы, используемые в этой области. Рассеиваем некоторые мифы и исторические заблуждения. Рассказываем о гениальных мастерах и их работах.  А главное, стараемся донести до вас всю красоту  мемориального зодчества.

Сегодняшняя статья посвящена еврейской мемориальной традиции.

Художники, дизайнеры и каменотесы компании MARKOFFSTONE стараются в каждую свою работу привнести частичку своей души. Только так можно добиться полного совершенства и на долгие годы запечатать в камне память об усопшем.

Пусть память будет прекрасной!

Компания MARKOFFSTONE – уникальные  мемориальные комплексы премиального класса.

Архитектурные тенденции еврейских мемориалов с XI века до наших дней

Резные надгробия – одни из самых заметных проявлений традиционного еврейского искусства. Мацева иврит הה – еврейская могильная плита. Она же, в нынешнем понимании, стела. Является одновременно памятником и носителем культурно значимой информации, выраженной в скульптурно-художественном виде.

Еврейские надгробия в Восточной Европе изготовлены по Ашкеназскому образцу, который был распространен в Центральной Европе с одиннадцатого по четырнадцатый век. Отличительной особенностью этих памятников является вертикальное расположение стелы, имеющей прямоугольную форму и выступающие поля надписей, а не горизонтальное расположение по сефардскому подобию.

До 19 века самым распространенным материалом для вертикальных памятников было дерево. Надгробные плиты представляли собой простые доски с нарисованными или вырезанными надписями. Учитывая это, большинство из них не сохранилось. Могильные плиты, дошедшие до наших дней, вырезаны из известняка и гранита.

Надгробные мемориалы 17 века созданы под влиянием архитектурных стилей той эпохи и отражают стиль Ренессанс (а позже Барокко). В связи с распространением этого вида мемориала, зарождается народный вариант надгробия, получивший название «еврейский барокко».

Главным принципом его композиции был «horror vacui», что в переводе с латинского означает «боязнь пустоты» – тенденция к избыточному заполнению художественного пространства деталями.

В некоторых регионах были популярны псевдосаркофаги. Начиная с 18 века гробницы выдающихся ученых, раввинов или святых людей были построены с «охелем» (шатром), простым сооружением, покрывающим могилу.

Глубокий символизм, присущий еврейским мемориалам, эволюционирует, но вековые традиции по-прежнему сильны

Диапазон выдающихся символов на еврейских могильных стелах очень широк. Различия в символике на памятниках зависят от региона проживания. В некоторых регионах надгробные плиты напоминают христианское надгробное искусство, а в некоторых было заметно влияние стилей высокого искусства барокко, рококо, а позднее классицизма.

В 19 веке также развивался стиль более традиционного восточно-европейского погребального искусства. С начала 19 века все более распространенными становятся символические элементы нееврейского происхождения, например, песочные часы, бабочки, яблоки или маки.

В 20 веке погребальное искусство и мемориальная пластика претерпели эволюцию, еще более приблизившись к христианским художественным традициям. В данном случае получили распространение обелиски, колонны, объемные скульптуры и более крупные архитектурные сооружения. Стало популярным выдавливание традиционной еврейской символики.

Изображения короны или льва на мемориальном комплексе – символ власти и могущества покоящегося под камнем человека

Корона, как символ, изображенный на стеле памятника, означает и ассоциируется с королевской властью. Источником для нанесения этого символа на мемориале стал Талмуд, трактующийся как: «есть три короны – корона Торы, корона священства и корона владычества, но корона доброго имени превосходит их все».

Таким образом, корона представляет собой честь в делах, например, «венец изучения Торы» (Кетер Тора) или венец священнического служения и благословления (Кетер кехуна). Но чаще всего она представляла собой «венец доброго имени» (Кетер Шем Тов) для высокоуважаемого человека. Корона также означала, что покойный был главой семьи.

Львы, как еще один символ власти часто встречается на еврейских мемориалах. Эти животные обычно изображены парами по бокам другого символа (часто короны) или звезды Давида. Животные могут быть расположены либо лицом друг к другу, либо лицом в сторону, и часто их языки вытянуты, а хвосты обычно обвиваются вокруг ног.

Лев Иуды – общий графический мотив в еврейском искусстве, связан с племенем Иуды (из ссылки в Книге Бытия 49:9). Был использован на некоторых мацевотах для обозначения имени умершего (как Иегуда на иврите). Данные имена, которые означают или относятся ко «Льву», также могут вдохновлять на использование этого символа, включая Aryeh, Ari или Ariel на иврите, Leib на идиш, Löb или Loeb на немецком языке, Lew в польской и родственных славянских культурах, а также варианты Lev и Leo на нескольких языках.

Медведь, волк, единорог и другие животные многое расскажут о личности усопшего, а изображение кувшина о его родовом происхождении

Поскольку изображения людей (фотоизображений) строго запрещались еврейским законом, изображения животных служили объектом отображения характера, личных качеств и имени умершего.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: волки – родственные Идишским именам Волк и Вельвель, а также еврейским именам Зеев и Вениамин; медведь – имя Дов; олень – имена Цви и Хирш; птицы – женские имена Фейгл и Ципора; рыба – Фишель, или может обозначать смерть от утопления.

Если цитировать изречение из Талмуда, Пиркей Авот 5:23: «будь силен, как леопард, легок, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, чтобы исполнять волю Бога на небесах».

Другие животные тоже использовались на памятниках. Допускались изображения кроликов и зайцев, овец, иногда единорогов, но раскрыть их смысловую нагрузку сложнее.

Если изображения животных на еврейских мемориальных комплексах могли поведать об имени, характере и роде занятий усопшего, то наличие кувшинов указывало на принадлежность человека к определенному роду.

Традиционно члены израильского племени Леви – левиты были ответственны за определенные политические и религиозные обязанности в еврейской гражданской и духовной жизни. Одной из ветвей Левитов являются коханимы. Те левиты, которые не были коханимами, имели другие обязанности, в том числе пение и музицирование в храме, а также служение в качестве охранников.

Но задача, наиболее тесно связанная с некохайнскими левитами, и увековеченная на могильных плитах, представляет собой ритуальное омовение рук коханимов перед священническим благословением. Кувшин с водой (или чашка), используемый для этой почетной задачи, стал символом для группы. Этот символ использовался на мацевоте для людей, связанных с потомками Леви, или для любого человека с данным именем или фамилией Леви, или его вариантами.

Семисвечник менора может подсказать пол покойного, а изображение благословляющих рук указывает на могилу священника

Менора – канделябр, наиболее распространенный символ религиозной символики, встречающийся на еврейских постаментах. Его изображают с семью ветвями, следуя дизайну, описанному в Книге Исход 25:32, и намекая, как на традиционные семь ветвей человеческого знания, так и на семь дней творения.

На кладбище эти символы обычно обозначают могилу женщины. Связь происходит через еженедельную традицию, когда женщина из домашнего хозяйства зажигает вечерние свечи, знаменующие иудейскую субботу. На обычном празднике женщина зажигает свечи, машет над ними руками, закрывает глаза и произносит благословение. Зажигание субботних свечей служит двум целям: чтить Шаббат и способствовать внутреннему миру. Традиции, связанные с субботними свечами, и важность того, чтобы женщины инициировали субботнее свидание для Сары, жены патриарха Авраама. Обычно изображается только подставка и свечи, но в некоторых примерах также видно пламя.

Еще один яркий религиозный символ – благословляющие руки еврейских коханимов (жрецов), традиционно потомков Ахарона – первого первосвященника и старшего брата Моисея. Роль коханимов в религиозных службах изменилась после разрушения Второго Храма, но она остается значимой как в практической, так и в символической функции. Коханимы, участвующие в православных молитвах, произносят несиат капаим (священническое благословение через поднятие рук) чисел 6:24~27 во время стоячей молитвы Амиды.

Во время благословения священник поднимает руки, при этом большие пальцы левой и правой рук соприкасаются между большим и указательным пальцами, а также между вторым и третьим пальцами на каждой руке образуются промежутки. Каждая рука в этом положении, таким образом, образует еврейскую букву shin (шин), представляющую Шаддая – Всемогущего Бога.

В этом служении руки священника служат проводником для Божьего благословения молящихся иудеев. На могильных памятниках символ благословляющих рук может указывать на то , что умерший был кохаином, или потомком Аарона, или кем-то с очень распространенной родственной фамилией (Коэн и его многочисленные вариации), независимо от их религиозной или кровной связи со священническим орденом.

Иврит и традиционные шрифты на еврейских мемориалах все больше уступают духу времени

До 19 века все надписи на мемориалах были написаны на иврите квадратным шрифтом. Была также разработана рекомендация самой эпитафии с хвалебными и элегическими разделами, обогащенная поэтическими элементами, часто с рифмованными стихами (моноримы, геминаты).

Стилистически в качестве источника преобладала народная литература. В элитном исполнении эпитафии использовались цитаты из Библии. Очень распространенная формула для еврейской эпитафии в регионе начиналась со стандартного открытия. Краткий или длинный эпитеты, характеризующие умершего, проходя через его титул и имя, их отцовскую родословную, а иногда также и фамилию, затем их дату смерти и, наконец, заканчивалась стандартным закрытием.

Вступительные и заключительные фразы были очень шаблонны. Эпитафия закрытия была почти всегда из пяти букв аббревиатуры תנצבה еврейского прощального благословения תהא נפשו/ה צרורה בצרור החיים,Т Хэй nafsho/ах tzrurah б’tzror Хаим («пусть его душа будет связана узами жизни», иногда «жизнь вечную»), благословение, которое остается в широком использовании сегодня.

Открытие эпитафии почти всегда было сокращенной формой «здесь лежит», будь то «pe» или просто «PEH nun, PN», что означало Poh nitman/nitmenah (или Poh nikbar/nikberah, «здесь похоронен»).

Гораздо менее распространенный вариант формы, в основном используемый для умерших женщин, переводится более поэтично, как «здесь скрыто», используя буквы «pe» или «or» (PEH Tet, pt), что означает Poh tamun/temunah. Иногда встречаются и другие варианты, в менее сокращенных формах.

Изображение сокращенной эпитафии, открывающейся на могильном камне, было для резчика по камню возможностью продемонстрировать свое мастерство в этом искусстве и создать разнообразие в дизайне, который он внес на кладбище. Эти два символа «פ» и «נ» часто располагались как элементы фронтона мацы и отделялись от остальной части эпитафии по расположению и стилю. Иногда обработка открывающих символов была единственным дизайнерским отступлением от обычного текста и границ всего камня.

В девятнадцатом веке надписи становились все более шаблонными, жесткими и сегментированными. Количество доступных символических мотивов постепенно уменьшалось. Вместе с тем происходило ослабление иерархических символических композиций, в результате чего символы сочинялись более свободно. Стали появляться новые композиции повествовательного характера. С распространением механической обработки камня орнаментальные плоские надписи сменились типографскими стилями, а рельефные надписи уступили место затонувшим буквам – скарпель.

В то же время на Западе широкое распространение получили немецкие или двуязычные (немецкие и еврейские) надписи, первоначально написанные еврейскими буквами, а затем – латинским алфавитом.

В XX веке стали преобладать немецкие надписи. На некоторых надгробиях дата рождения обозначалась звездочкой, то есть христианским символом Вифлеемской звезды, а дата смерти – крестом. Подобные, хотя, и не столь радикальные тенденции были заметны во всей Восточной Европе XIX-XX веков. Прежде всего, в таких крупных городах, как Варшава, Лодзь или Львов, где смешались различные традиции погребального искусства.

Первая польская эпитафия, начертанная на могиле Антония Эйзенбаума в 1855 году, найдена в Варшаве. Вторая Мировая война сломала многие еврейские традиции. Еврейские надгробия в настоящее время изготавливаются по типовым моделям обработки камня. Причем Еврейская символика в основном ограничивается звездой Давида, в то время как иврит обычно используется только для заключительной формулы эпитафии.

Символы на еврейских памятниках – это зашифрованные послания для умеющих читать на этом языке

Каждый символ на еврейских памятниках имеет свое определенное значение. Ниже приведен подробный разбор основных символов.

Менора – основной символ еврейских мемориалов. Имеет немаловажное значение для еврейского народа. Менора представляет собой кандилябр, на котором крепятся семь свечей с заженными свечами. Менора – символ, напоминающий единство еврейского народа. Кроме того, менора – это маяк надежды для всех других народов. На еврейских стелах менора символизирует преданность вере на протяжении всей осознанной жизни. Менора обычно изображается на женских памятниках.

Звезда Давида наряду с менорой является наиболее узнаваемым еврейским символом. Он состоит из двух равносторонних треугольников, которые вместе образуют три узла. Три узла внутри звезды символизируют Израиль, Святую Землю, Тору и Святого. Звезда Давида была найдена на щите израильского царя Давида, а также на национальном флаге Израиля. Эта Звезда, используемая, главным образом, на надгробных камнях людей, является сильным подтверждением веры в Израиль, как в дом для всего еврейского народа.

«Тора» в иудаизме может трактоваться в двух значениях. В одном значении Тора описывает еврейские книги в Ветхом Завете Святой Библии. Другое значение включает в себя всю полноту историй и учений иудейской веры. Изучение содержания Торы считается высоконравственным учением и утверждает человека в его вероисповедании. Барельеф, гравировка в виде Торы на памятном объекте, подтверждает высокий моральный и духовный рост, полученный в течении жизни, в стремлениях к Божьей мудрости.

Древо Жизни, также называемое каббалой, означает символ пути, который человек проходит, чтобы достичь Бога. Древо жизни представляет собой карту Вселенной, сотворение космоса и путь, пройденный к просветлению. Древо жизни, изображенное на стеле, представляет собой объект, расположенный в центре эзотерического иудаизма.

Две руки или древний знак Когейна. Происходит от Аарона, брата Моисея. Когейн держит свои руки таким образом, когда совершает благословение Аарона над еврейским народом. Особенностью изображения являются правильно расположенные пальцы кисти. Соединенные большие пальцы, но разведенные средние и безымянные пальцы.

Две еврейские буквы («Пей» и «Нун») – это аббревиатура слов «по» «никраб», означающих «здесь лежит». Они располагаются в верхней части памятников.

Знамение Левита. Потомки Когейна Левия. Левия будет помогать Когейну в его священных делах. Данный вид символики изображают на памятниках в виде руки Левия с кувшином воды, льющего эту воду на руку Когейна.

Ягненка на надгробной плите обычно можно встретить на старых еврейских кладбищах Викторианской эпохи.

Материалы подготовлены и предоставлены экспертом-консультантом ТД MARKOFFSTONE к.и.н. Сухаревым В.В.

Компания ТД Маркоффстоун занимается изготовлением мемориалов и надгробий. Мы предлагаем нашим клиентам создать проект вашего мемориального комплекса в лондонской студии  London Stone Carving в викторианском стиле, а изготовить его в Московском регионе.

Подписывайтесь на канал Маркоффстоун в Яндекс Дзен, чтобы быть в курсе мемориальной культуры. В комментариях пишите, какие темы Вы хотели бы видеть в наших обзорах.

Заказать звонок
+
Жду звонка!